Konstantin Abramenko ([info]a_konst) wrote,
@ 2008-07-03 13:50:00
Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
О недовольстве
Бывает, как-то странно у людей (странно - с моей точки зрения) оформляется недовольство чем-нибудь.

Например.
Пусть у нас есть человек А. И он недоволен местом, где работает. Пусть - зарплатой недоволен. Причем, недоволен с обидой - дескать, могли бы и больше, а вот не дают.

Ну, если у него нет объективных оснований (то есть за такую работу никто больше не заплатит) - то это в общем понятная ситуация, и обсуждать нечего. Но если есть основания, скажем, у него есть предложения в другие места на вдвое большую зарплату.
Но наш А. их не принимает, по каким-то своим внутренним причинам. Но при этом питает недовольство на свою работу за маленькую з/п. И при этом не пытается подействовать на свое нынешнее руководство, чтобы платили больше, а питает недовольство "про себя".

Вот такая ситуация мне странна.

Ведь - если ради чего-то А. отказывается от большей з/п, то это его сознательный выбор - он имеет какие-то бонусы за это. Ну хорошо, допустим, ему не нравится, что все не так замечательно, как могло бы быть. Но тогда почему не попробовать сделать лучше?
Я представляю себе только такую объективную причину, почему - потому что заранее понятно, что лучше не станет.
Пусть даже так. Теперь получаются такие варианты:
а) лучше не станет просто потому, что это органическое свойство того места, где работаешь, и в нем в принципе нет больше денег, чем дают (ну, про деньги - это если пример с зарплатой, вообще может быть любой ресурс).
б) лучше не станет потому, что руководство лично А. никогда не сделает лучше, ну или А. в этом внутренне убежден. Но тогда место становится уже не таким уж замечательным, и чего за него держаться?

То есть у А. есть два момента для выбора - 1) переходить на более выгодные предложения или нет, и 2) пытаться улучшить условия на прежнем месте или нет. И оба раза он выбирает оставить текущую ситуацию. Мне кажется совершенно очевидным, что единственное, чем он может быть недоволен - так это самим фактом своего выбора, но уж не той компанией, где он сейчас работает.



(Post a new comment)


[info]bromozel
2008-07-03 02:38 pm UTC (link)
Угу, я вот тоже считаю, что надо или работать школьным учителем, но не жаловаться, или заниматься чем-нибудь другим за нормальные деньги.

(Reply to this) (Thread)


[info]a_konst
2008-07-03 02:46 pm UTC (link)
В определенной степени - да.
По крайней мере, обижаться на администрацию школы имхо очень странно. Можно предъявлять претензии к обществу и гос-ву в целом, но это уже совсем другой разговор.

Кроме того, учителя получают, имхо, не такие уж нищенские зарплаты сейчас. (сам получаю некоторые деньги в школе - они заметны для меня! хотя конечно и меньше других источников. Но я и не работаю в школе на полную ставку)

(Reply to this) (Parent)


[info]a_konst
2008-08-30 05:59 am UTC (link)
перечитав старую запись - работа школьным учителем попадает как раз в ту категорию, которую я обозначил в первом предложении - "на нынешнем рынке труда никто не даст больше за такую работу". В этом случае все по-другому.
А если у этого человека есть более выгодные предложения работы _учителем_ (ну скажем, в частные гимназии), а он продолжает про себя бухтеть в духе "я у вас остаюсь за эти нищенские деньги, а вы не цените...", -- вот именно об этом мой пост. И это имхо очень некрасиво.

(Reply to this) (Parent)


[info]sp_
2008-08-29 10:42 pm UTC (link)
Я не разделяю позицию товарища А. Но объяснить его поведение могу попытаться. Жалуясь на зарплату и ничего не делая, чтобы изменить ситуацию, он приобретает ряд преимуществ: кто-то проникнется сочувствием, поддержит его. Кто-то поможет деньгами. Еще кто-то сблизится с А на основе общего негодования, и А не будет уже так одиноко. В конечном итоге А сможет убедить себя, что он на самом деле прав.
Другими словами, корни поведения А кроются не в рациональной плоскости, а в эмоциональной. И безусловно, даже в этой плоскости он мог бы занять более выигрышное положение, но изменение места работы или борьба внутри текущего места работы - это риск, риск потерять стабильность эмоциональных схем, к которым он привык. Он сразу лишится сочувствия тех кто ему раньше сочувствовал, и многое другое. Он не привык, что если он перейдёт от позиции ЖЕРТВЫ к позиции ПОБЕДИТЕЛЯ, он может при этом не получить по голове. Его старый опыт страшит его, его достоинство и уверенность в себе пока что не находятся в норме.. Чтобы это переломить нужна серьёзная внутренняя работа, а это самая тяжёлая работа.. Стоит её совершать или нет - А. может решить как угодно, ведь выгоды есть в обоих случаях, как бы он ни решил.

(Reply to this) (Thread)


[info]a_konst
2008-08-30 06:02 am UTC (link)
В реальной ситуации все не так просто, как я тут описал, но в целом, по-моему, ты прав - именно эмоциональные бонусы все определяют.
Просто я очень не люблю, когда со мной играют в такие эмоциональные игры.

(Reply to this) (Parent)


[info]sp_
2008-08-30 03:00 pm UTC (link)
Согласен, мне тоже не нравится когда меня так используют. Но что мешает с эмпатией, но показать А. его возможности?
И еще я думаю, вряд ли кто из нас полностью свободен от синдрома А., хотя бы в какой-то сфере нашей жизни. Иначе мы все были бы полностью психологически гармоничными личностями, без недостатков..

(Reply to this)


[info]fierstein
2008-12-23 04:30 pm UTC (link)
"Ну, если у него нет объективных оснований (то есть за такую работу никто больше не заплатит) - то это в общем понятная ситуация, и обсуждать нечего."
Т. е. единственная объективная причина быть недовольным ситуацией – это возможность её (эту ситуацию) изменить?

(Reply to this) (Thread)


[info]a_konst
2008-12-23 06:47 pm UTC (link)
Формально говоря вопрос в том, что в этом контексте значит "объективно". Потому что всякое недовольство по определению субъективно, как и вообще любые эмоции.

Скажем так, есть три разных ситуации.
1) недовольство ситуацией, которую субъект изменить в принципе не может (ну или это крайне маловероятно). Оно оправдано, имеет право на жизнь, я не имел ввиду что оно недопустимо, просто оно находится за рамками этого поста.
2) Недовольство ситуацией, которую субъект изменить в принципе может и пытается это сделать. я сам часто такой.
3) Недовольство ситуацией, которую субъект изменить может, но не пытается. Это мне видится разводкой на эмоции окружающих и манипуляцией, о чем собственно этот пост и написан.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]fierstein
2008-12-23 09:59 pm UTC (link)
Ясно, спасибо.
Загвоздка с тем, может субъект или не может – не всегда понятно со стороны, но если действительно может – то да, те самые игры, о которых писал Берн.

(Reply to this) (Parent)


[info]a_konst
2008-12-23 06:48 pm UTC (link)
Да, конечно для полноты картины еще надо добавить четвертый пункт:
4) недовольство ситуацией, которую субъект изменить не может, но тем не менее пытается это сделать. Это "Дон Кихот". Иногда оказывается что все-таки можно изменить. благородное чувство.

(Reply to this) (Parent)


Create an Account
Forgot your login or password?
Login w/ OpenID
English • Español • Deutsch • Русский…