?

Log in

No account? Create an account

О гендерной дискриминации

« previous entry | next entry »
Dec. 25th, 2017 | 12:22 pm

Понравился комментарий, процитирую целиком:

В начале 2000-х, училась в Канаде (физика/математика). В процессе обучения дискриминации не ощущала. Тем не менее, не совсем понятно, какие цели преследует этот опрос. За исключением совсем уж вопиющих случаев (неравенство, прописанное в законах или публичные декларации а ля "женщин-программистов в моей компании не будет"), понять наличие и масштаб дискриминации по личному опыту невозможно. И даже по большой подборке одиночных историй. Как говорится, the plural of anecdote is not data.

Во-первых, индивиду практически невозможно аккуратно оценить, соответствует ли его положение в компании, зарплата и т.д. его квалификации и рабочим качествам. Например, есть у нас Маша и Петя, оба трудятся на одной и той же должности, Петю повысили, а Машу нет. Это из-за дискриминации или из-за того, что Петя лучший работник и у него лучше лидерские качества? Во-вторых, наличие или отсутствие у себя предрассудков невозможно оценить даже у самого себя. Человек может думать, что он одинаково относится к людям безотносительно пола, но на самом деле при одинаковых вводных считает мужчин компетентнее женщин, сам того не подозревая. В общем, чтобы оценить дискриминацию смотреть надо на исследования с большой выборкой.

У нас есть много данных типа "сравнительные зарплаты Мэ и Жо", "процентное соотношение полов в сфере технологий". К сожалению, оценить, насколько разница в результатах для разных полов является следствием дискриминации, а насколько результатом врожденных биологических различий -- очень сложно. Но у нас есть и другие исследования, в которых все вводные контролируются так, что разницу кроме дискриминации списать не на что. К примеру:

- Есть исследования, в которых показывается, что когда в групповом обсуждении женщины говорят примерно 30% процентов времени, наблюдателям (причем, и мужчинам и женщинам) кажется, что они занимают примерно половину времени. А если они говорят ровно половину, то всем кажется, что женщины доминируют.

- Другое исследование показывает, что учителя в школах чаще обращаются к мальчикам, чем к девочкам, и слушают их ответы дольше. Более того, они продолжают это делать после того, когда им показывает результаты исследования и они честно пытаются их скорректировать (и практически единственный способ с этим бороться - это использовать генератор случайных чисел и секундомер...)

- Еще одно исследование показывает, что когда студентам одного и того же онлайн-курса предлагают заполнить анкету, оценивающую профессора, студенты, которым сказали, что профессором была женщина, ставят оценку в среднем на целый балл ниже по пятибалльной шкале, чем те, которым говорят, что профессором был мужчина. Это, повторю, один и тот же курс, который вел один и тот же человек (без видео и аудио, разумеется), просто половине студентов сказали, что препод - женщина, а другой - что мужчина.

- Ну и знаменитый случай, когда в каком-то симфоническом оркестре (Лондонском?) пропорция нанимаемых женщин-музыкантов увеличилась в четыре, кажется, раза, после того, как конкурсное прослушивание начало проводиться с ширмой, разделяющей музыкантов и их оценщиков.

Эти результаты показывают нам, что самому задетектить дискриминацию, ориентируясь на личные ощущения, очень сложно, и что люди, считающие, что они предоставляют мужчинам и женщинам одинаковые возможности, скорее всего неосознанно дискриминируют женщин, а многие женщины, подвергающиеся дискриминации из-за их пола вероятно не подозревают об этом.

Если уж брать одиночный опыт, то самым интересным, на мой взгляд, является опыт людей, сменивших пол. Тут уж результаты не спишешь на разницу в строении мозга - с небольшой поправкой на гормональный фон, мы говорим об одном и том же человеке. Большинство людей сменивших пол с женского на мужской, интервью с которыми я читала, утверждают, что а) их начинают воспринимать гораздо более серьезно и им внезапно открывается куда больше возможностей, и б) они и не представляли, как сильно их дискриминировали, пока они не сменили пол и не почувствовали разницу. Когда всю жизнь плывешь против течения, то перестаешь (или даже не начинаешь) это осозновать. И только с изменением ситуации понимаешь, что вот почему я так медленно плыл-то, а я-то думал я просто плохой пловец. Но я понимаю, что таких людей среди читателей этого блога, вероятно, немного.

https://avva.livejournal.com/3072535.html?thread=131635223

Про подтверждающие ссылки её там спросили, некоторые дали в комментариях ниже по треду.

"Одну ссылочку я знаю. Студенты оценили преподавательниц ниже на 0.74 балла в 5-балльной системе. Курс был - введение в антропологию и социологию.

http://gap.hks.harvard.edu/what%E2%80%99s-name-exposing-gender-bias-student-ratings-teaching
"

Сам Авва нашел ссылку про исследование с отбором в оркестр:

http://gap.hks.harvard.edu/orchestrating-impartiality-impact-%E2%80%9Cblind%E2%80%9D-auditions-female-musicians

Link | Leave a comment |

Comments {8}

Mikhail Bondarko

(no subject)

from: buddha239
date: Dec. 25th, 2017 10:19 am (UTC)
Link

"учителя в школах чаще обращаются к мальчикам, чем к девочкам, и слушают их ответы дольше" - отсутствует самое интересное: что ставят девочкам после короткого ответа?

Не знаю, про какую школу идет речь - но "у нас" если ученик не вызывается отвечать сам, то он вряд ли получает удовольствие от ответа.:) Если все девочки - отличницы, то зачем их долго слушать?

Reply | Thread

Konstantin Abramenko

(no subject)

from: a_konst
date: Dec. 25th, 2017 04:10 pm (UTC)
Link

Я тоже не знаю, про какую школу идет речь.
Про это исследование у меня не получилось найти оригинал ( в смысле, достоверную научную статью, или хотя бы адекватный ее пересказ).

Насколько я знаю, в начальной школе у детей обычно еще есть желание ответить на вопрос учителя, и количество желающих может быть сильно больше одного. Так что вопрос может быть - кого выбрать, и этот вопрос осмысленен.
При этом, можно себе нафантазировать, что ребенок, которого никогда не спрашивают, потеряет от этого интерес к учебе. (например, если вовсе не принято тянуть руку "кто хочет", а учитель вызывает по своему усмотрению из всего класса).

Но навскидку мне кажется, что задачу выбрать ученика в классе для устного ответа все-таки лучше оставить на интуицию и усмотрение учителя. Нельзя это делать по датчику случайных чисел с секундомером. Дети разные, есть те, кто любит поговорить на публику, а есть те, кому это пытка и кошмар. Хороший учитель это чувствует, и даже если вынужден хотя бы иногда спрашивать второго, то не будет его(или её) долго мучить.


Edited at 2017-12-25 04:12 pm (UTC)

Reply | Parent | Thread

Mikhail Bondarko

(no subject)

from: buddha239
date: Dec. 25th, 2017 05:33 pm (UTC)
Link

Ну да; приведенные данные - одномерная проекция весьма нетривиальной системы.

Reply | Parent | Thread

Павловская Наталья

(no subject)

from: ne_bo
date: Dec. 25th, 2017 11:30 am (UTC)
Link

А меня на прошлую работу взяли отчасти оттого, что сверху заставили тупо брать побольше женщин, чтобы бороться с дискриминацией. Когда я об этом узнала, было обидно, лучше б уж дискриминировали.

Reply | Thread

Konstantin Abramenko

(no subject)

from: a_konst
date: Dec. 25th, 2017 04:14 pm (UTC)
Link

Ну это, по сути, тоже дискриминация, и очень обидно, согласен.

Кстати, меня это всегда поражало, почему некоторые борцы за права разных якобы ущемленных меньшинств (я про негров разных в США из гетто, и т.п.) борются именно за квоты при наборе в университеты, не понимая, что само наличие таких квот оскорбляет сильнее, чем диспропорция среди поступивших без квот.

Edited at 2017-12-25 04:15 pm (UTC)

Reply | Parent | Thread

Mikhail Bondarko

(no subject)

from: buddha239
date: Dec. 25th, 2017 05:36 pm (UTC)
Link

Может, они борются за квоты, а не за чувства?:)

Reply | Parent | Thread

Konstantin Abramenko

(no subject)

from: a_konst
date: Dec. 25th, 2017 07:09 pm (UTC)
Link

:)
Может. Но зачем?

Если им реально нужно сколько "своих", отучившихся на "крутых" специальностях, для понтов - то все же знают, что эти, учившиеся там по квоте, не были отчислены только из-за квоты, и для всех понимающих людей это скорее клеймо позорное, а не повод чуть больше уважать рассматриваемое меньшинство. Вот это мне и кажется этакой, в плохом смысле, "деревенской" психологией - важна не реальная ценность образования, скажем, а бумажка, галочка.

Ну вот смотри - Наташе (выше по треду) было обидно, что есть мнение, что взяли по квоте. А это вопрос о работе, за деньги, - и все равно нормальному (в моем понимании) человеку лучше быть без этой работы, чем вот так быть принятым на неё. А вот у них ничего не коробит.

Reply | Parent | Thread

Mikhail Bondarko

(no subject)

from: buddha239
date: Dec. 25th, 2017 07:21 pm (UTC)
Link

Я не верю в 100% объективность приема на работу. Лучше по квоте, чем вообще никак.

Reply | Parent | Thread